Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Шаги, которые вы можете сделать дома

Опубликовано 11.03.2013

Перевод статьи Виолы Фрайман, оригинал статьи

Эта статья написана Виолой Фрайман, одним из известнейших и старейших остеопатов мира.

 

Программа ежемесячных встреч, учрежденная Остеопатическим Центром для Детей и Семей, предлагает информативные лекции по разным аспектам работы центра, а также предоставляет много времени для обсуждения различных вопросов, дискуссий и обмена опытом между родителями, личные достижения которых помогают новичкам. Как правило, это импровизированные обсуждения, иногда иллюстрированные слайдами, время от времени дополняемые практическими демонстрациями осмотров и лечения детей. Эти лекции не существуют в виде текста, но время от времени энтузиасты-родители записывают их на аудиокассеты для своих друзей. Некоторые из этих записей расшифровываются. Надеюсь, что вам будет интересно их почитать, представив, что вы сидите в группе родителей, желающих узнать, что происходит с их детьми в остеопатическом центре и как применяемые подходы могут помочь им.

Тема, которую я хочу сегодня обсудить, звучит так: что мы можем сделать дома? То, чем мы занимаемся в центре, является только небольшой частью целой программы. То, что мы делаем на протяжении получасового сеанса раз в неделю, должно поддерживаться тем, что вы делаете двадцать три с половиной часа в день сеанса и все время между вашими посещениями центра. Кроме того, бывают и экстренные случаи, когда они происходят, родители часто спрашивают о том, что можно сделать в случае их возникновения, чтобы справиться с проблемами. В этой связи, я думаю, что нам следует немного рассказать об этом. Возможно, в процессе лекции у вас будут возникать вопросы, поэтому не стесняйтесь перебивать и задавать их.

Начнем с того, почему возникают экстренные случаи. Ответ тут кроется, скорее, в основных понятиях болезни и здоровья. Кажется, что часто мы действует так, будто различные неприятности летают вокруг нас и вдруг решают где-то обосноваться. Если для этого они выбирают вас – случается несчастье. В таком случае вы достаете свое ружье и стараетесь расправиться с захватчиком. В таких случаях люди склонны говорить: «Он что-то подхватил», и начинать искать средство борьбы с незваным гостем. Разве не так это происходит в большинстве случаев?

А задавали ли вы когда-нибудь себе иной вопрос: какова цель этого экстренного случая (простуды, тонзиллита, расстройства пищеварения и т.д.), для чего это? Что нужно доработать? Дано ли это только для того, чтобы раздражать пациента и волновать родителей? Можно ли рассматривать эти случаи как повод для улучшения здоровья?  Тело стремится сообщить нам о происходящих изменениях, поэтому выбрасывает своего рода физиологическую вспышку, чтобы известить нас об этом. Вы рассматривали когда-либо детскую простуду, как случай полезный для здоровья эпизод?

Ответ из аудитории: Нет, я рассматриваю это как неприятность. Это причиняет мне беспокойство.

Соглашусь, что это неприятно. Да. Но проблема не в этом. В жизни происходит много неприятных вещей, последствия которых, тем не менее, производят положительный эффект. Давайте подумаем, почему мы простужаемся. Мы очень часто простужаемся, когда сопротивляемость организма понижена, например, в результате нездорового питания или недостатка отдыха или перенесенного стресса. Простуда выводит нас из жизненного оборота на 24-48 часов, заставляя нас отдыхать, пить много жидкости, пока мы не почувствуем себя лучше.

А как насчет боли? Что делать с болью? Например, в случае ушной инфекции и больного горла? Принято считать, и часто это действительно так, что тепло дает больше комфорта, чем холод. Даже сама мысль о тепле успокаивает, в отличие от мысли о холоде. Однако лед стимулирует активную циркуляцию, в то время как тепло приводит к пассивному застою. Представьте себе, что будет с вашим пальцем, если поместить его на 10-15 минут в чашку с горячей водой. Как он будет выглядеть, когда вы вынете его? Он распухнет, станет красным, возможно, будет пульсировать и не будет гнуться. Вы хотите, чтобы то же самое произошло с ухом вашего ребенка или его горлом? У него уже серьезный застой там, вот почему ему больно. Если же вы используете лед или холодный компресс (полотенце, смоченное в ледяной воде), чем будете стимулировать поступление крови в нездоровую область, это сразу принесет плоды: реакцией тела будет активизация циркуляции крови, которая является частью процесса излечения.

Если в случае боли в ухе вы используете холод вместо тепла, это позволит обратить процесс и начать очищение. Если же вы примените тепло, застой усилится и, в конце концов, усилит инфекцию. Никогда не используйте тепло само по себе. Иногда можно попеременно использовать тепло и лед, чтобы усилить разницу температур.

У меня был учитель, который говорил: «Прежде, чем начать лечить, снимите с пациента грелку». Единственно для чего хороши грелки, так это для того, чтобы греть вам ноги по ночам, никогда не прикладывайте их к локальным участкам тела. Это же относится и к растяжениям, не зависимо от того в спине они или в ноге. Прикладывайте лед, охлаждайте, и опухлость спадет, двигайтесь больше и начнете выздоравливать.

Положите элемент для переносного холодильника, который вы купили для пикника, в морозильник. В таком случае у вас постоянно будет при себе средство для холодных компрессов на всякий случай. Такие элементы намного удобнее и проще использовать, чем лед. В случае острой ангины смочите полотенце в ледяной воде и оберните им шею. Оно охладит только место наложения, в то же время к нездоровой области придет кровь и оно станет горячим, очень горячим. Часто можно наблюдать, как в то время как миндалины идут на поправку, на коже появляются небольшие высыпания, это демонстрирует реакцию тела. Эти высыпания очень скоро исчезают.

Если, почувствовав первые симптомы ангины, вы сразу начнете пить жидкость и обернете горло холодной повязкой, то уже через 24 часа почувствуете, что ангина исчезла. Полощите горло холодными фруктовыми соками, а снаружи прикладывайте ледяные элементы.

Как насчет синуситов? К ним применяются те же базовые принципы. Приложите ледяной элемент к лицу. Поначалу переносить холод может быть сложно. Можно ограничиться несколькими минутами, и вы почувствуете, как застой уходит.

Все сказанное здесь не означает, что с любой проблемой можно справиться в домашних условиях. Но если вы, вместо того, чтобы оставаться в стороне, будете активно принимать участие в восстановлении здоровья, выполняя описанные указания, применяя холодные аппликации и поддерживая покой, многие из мелких проблем не выйдут из-под контроля и не приведут к более серьезным осложнениям. В то же время, чем больше вы оставляете болезнь без внимания, тем сложнее будет от нее избавиться.

Теперь посмотрим, как травмы влияют на возникновение экстренных случаев. Очень часто экстренные случаи возникают вследствие перенесенных травм, бывает, что сразу, иногда через пару недель после них. Некоторые вещи, о которых мы говорили ранее, возможно натолкнут вас на мысль, почему это так происходит.

Не следует забывать о том, что тело создано как тщательно спроектированный механизм, каждая часть которого предназначена для движения, движения в соответствии с движениями всех остальных частей. Ваше тело – это тщательно интегрированная, движущаяся машина. Если что-то происходит в этом механизме и это нарушение мешает свободному движению в какой-либо области, это, в свою очередь, приводит к нарушениям в циркуляции артериальной крови, затруднениям с отводом венозной крови, отводом лимфатической жидкости и к нарушению в движении самой области. Это, в свою очередь, приводит к застою в области, провоцирует перегрузки и становится плодородной почвой для любых организмов.

Часто можно заметить, что после удара головой ребенок вскоре начинает жаловаться на боль в ухе. На данном этапе ушной инфекции еще может и не быть, в ухе идут застойные процессы, барабанная перепонка краснеет, но это только реакция на то, что височная кость, которая держит ухо, получила ограничения в своем нормальном физиологическом движении. Если исправить эту структурную проблему, боль в ухе исчезнет. В этом нет ничего необычного. Если вы будете думать о повреждении и эффекте, ребенок точно сляжет с ушной болью или инфекцией. Лучше думайте о том, что произошло в течение двух-трех последних недель, о том какие события могли привести к этому.

Теперь поговорим об еще одной разновидности экстренных случаев, в частности, о приступах астмы. Приступ астмы может быть очень пугающим. Как правило, он пугает больше родителей, чем детей. Дети склонны спокойнее родителей относиться к таким вещам. Мы обнаружили, что жесткое падение на ягодицы, провоцирует у ребенка приступ астмы в случае наличия предрасположенности.

Один мальчик, которого мы лечили, и у которого были частые приступы астмы до визита к нам, пошел на поправку и мы не видели его на протяжении девяти месяцев. Однажды его мама позвонила и сообщила, что у него внезапно произошел острый приступ астмы. Я спросила ее, не было ли у него травм, она ответила, что травм не было. Я уточнила, уверена ли она в этом. Когда мальчик пришел на прием, я задала ему вопрос, не переживал ли он жесткой посадки в последнее время. Он ответил положительно, и я спросила, что же он делал. Мальчик сказал, что упал с ослика. Почему ты не рассказал об это маме?  – спросила я. Я не сказал, потому что мне не разрешали на него садиться, – ответил он. Таким образом, вам не всегда может быть доступна информация о том, какая именно травма предшествовала и вызвала проблему.

Нас беспокоят не только респираторные проблемы, такие как простуда или астма или грипп, ангина, но также и желудочно-кишечные расстройства – острая диарея, острые случаи рвоты. Важно знать, что им предшествует. Для маленьких детей, которые только начинают есть твердую пищу, это может быть реакцией на слишком форсированный перевод на твердое питание, в этом случае полезно вводить новую пищу очень маленькими порциями. Давайте ребенку новую еду по чайной ложечке в день на протяжении трех дней. Если ребенок переносит нормально и отторжение отсутствует, постепенно увеличивайте количество. Затем вводите чайную ложку другой пищи и снова на протяжении трех дней. В результате за пятнадцать дней вы сможете ввести в рацион пять новых видов пищи, которые будут хорошо переноситься. Это хорошее правило для расширения рациона маленьких детей. Вы обнаружите, что ребенок не будет отказываться от новой еды. Позже давайте попробовать детям все блюда, которые вы готовите. Ограничения по количеству еды позволяют сделать вашу еду более желанной.

Существуют очень простые методы, которыми вы можете помочь ребенку в случае острой диареи или рвоты. Если такие случаи повторяются, хорошим средством может служить вода, в которой варился темный рис. Давайте ее ребенку по чайной ложке каждые десять минут. Важно не переусердствовать, потому что, если в желудок попадет больше, чем следует, ребенка немедленно вырвет. Затем замените рисовую воду вареным темным рисом, который можно перетереть до состояния пюре в блендере или через сито, добавьте чуть-чуть меда, чтобы немного улучшить вкус, и кормите этим тоже очень маленькими порциями. В основном это касается рвоты.

В случае диареи тело пытается избавиться от чего-то, чего не должно быть в нем. Одной из причин диареи у маленьких детей может быть неправильно приготовленная пища. Тело может быть еще не готово к перевариванию такой еды, также дети могут плохо ее пережевывать. К пище, которую часто обнаруживают не переваренной, относится кукуруза. Она слишком груба для детского организма. То же самое относится и к изюму, а также любой другой грубой пище. Такую еду следует перемалывать, замачивать или превращать в пюре, пока детский организм не созреет для нее.

Справиться с проблемами вам поможет рисовая вода и рис. В качестве еще одного способа можно порекомендовать поскрести ложкой зрелое яблоко, так чтобы получилась смесь яблочной плоти и сока. После острой фазы можно давать мюсли. Мюсли готовятся по старинному швейцарскому рецепту, их использовали пастухи в горах, и до сих пор их предлагают в Швейцарии практически в каждом кафе. Это сырая и по всем признакам очень здоровая еда. В своей основе она представляет собой замоченную овсяную крупу с добавлениями яблок, бананов, изюма, молотых орехов, небольшого количества лимонного сока и меда. Это прекрасная пища, облегчающая трудности с пищеварением в любом возрасте. Любое хроническое расстройство пищеварения, включая язву, можно лечить регулярным употреблением мюсли, даже на протяжении нескольких недель за раз, и с абсолютно фантастическим результатом.

Сразу после войны в Англии работал швейцарский представитель в Больнице для больных детей в Лондоне, который стал известен во всем мире, благодаря своему опыту в решении детских проблем. Он лечил детей с заболеваниями, которые являлись серьезными нарушениями пищеварения, характерными для детей. Для лечения использовались мюсли. Результаты его работы не были опубликованы по той причине, что все дети выздоровели. Согласно обычным стандартам, такие результаты работы были невозможны, и все дети поправиться не могли.

Почему же такие простые меры оказываются настолько эффективны? Это происходит по тому, что выздоровление идет из тела, а не извне. Мы никого не лечим, вы также. Пациент излечивает себя сам. Мы только оказывает небольшую помощь, подготавливаем путь, убираем препятствия и даем возможность процессу выздоровления осуществляться.

Я должна особо отметить, что очень важно осознавать, что у ребенка есть все возможности победить проблему внутри себя самостоятельно, если мы сможем подготовить его и создать для этого все условия.

Все минеральные вещества в теле должны быть сбалансированы. Чтобы тело могло принимать кальций, он должен сопровождаться фосфором и витамином D. Если чего-то не хватает, невозможно использовать и остальное. Мы встречаем детей, которые не используют кальций, которые откладывают его в волосах в количествах в тысячу раз превышающих существующие нормы. Это не значит, что они получают недостаточно кальция, это значит, что их тела неправильно с ним обращаются.

Сейчас мы снова вернемся к тому, как тело функционирует изнутри, чтобы извлечь максимальную пользу из того, что мы в это тело вкладываем.

Давайте рассмотрим еще одну группу факторов, которые проявляют себя в виде болезни ребенка. Они известны под широким термином «стресс». Стресс может непосредственно накладываться на ребенка, например, слишком требовательным родителем, требующим от ребенка отдачи, которая в данном возрасте выходит за рамки его возможностей. Ребенок может испытывать давление в школе или думать, что имеет недостаточно хорошую успеваемость. Иногда я разговариваю об этом с родителями и слышу в ответ: «Нет, мы не ругаем его за оценки». А когда я разговариваю с ребенком, он говорит: «Мне лучше получать хорошие оценки, а том мне будет плохо». Это может быть или не быть правдой, но это позволяет выявить то, как сам ребенок воспринимает отношение родителей к успеваемости. Порой нам следует взглянуть на себя глазами ребенка. Как они воспринимают то, что мы говорим и то, что мы делаем? Это то, что влияет на их реакции в ответ на обстоятельства.

Как часто вы хвалите своего ребенка? Как часто вы говорите ему о том, какой он хороший? А как часто вы сообщаете ему, какой он плохой, какой капризный и неисправимый? Если бы вы записали то, то происходит в вашем доме на протяжении нескольких часов на магнитофон и прослушали бы то, что наговорили за это время, то узнали бы очень многое о том, как все происходит в вашей семье. Это один из самых лучших терапевтических способов, которые мне известны. Просто поставьте магнитофон на запись, когда никто не видит, и потом проиграйте. Вы будете поражены услышанным, но и научитесь многому. Вы обнаружите, я уверена, как и многие из нас, что он говорит это, она отвечает то, а я говорю это. Сценарий редко меняется, так как мы не слышим сценария. Мы только чувствуем потребность ответить так или иначе в стремлении заткнуть их обоих, и это не работает.

Стресс, который накладывается на ребенка, иногда не осознается и, что более серьезно, не распознается. Если посмотреть на себя в зеркало и на все обстоятельства, которые окружают ребенка, можно обнаружить, откуда приходит этот стресс.

Существует также и непрямое давление на ребенка, не направленное на него непосредственно. Может существовать напряжение между родителями или между родителями и их родителями или между родителем и тем, кто заботится о ребенке. В таких отношениях ребенок оказывается посередине и принимает давление, которое его окружает. Дети служат отражением своих родителей, в особенности матерей. Я уверены, что вы сами сталкивались с тем, что когда мама чувствует себя не очень хорошо, дети становятся невыносимыми. Это не вина ребенка, это происходит от того, что исчезает центр семьи – безопасность, и дети пытаются сами сделать то, что в их силах. Мать является ключевой фигурой в безопасности ребенка. Отец также вносит свой вклад, но в случае, если мама заболевает или исчезает из семьи – это создает для ребенка большие проблемы, не зависимо от того продолжается это один день или дольше.

Если родители конфликтуют, это также отражается на ребенке. Как ребенок справляется с трудными или неприятными обстоятельствами? Если у ребенка проблемы в школе, он не ладит с учителем, что мы можем с этим сделать? Следует ли поговорить с учителем или директором и попытаться перевести ребенка к другому учителю? Часто мы так и делаем. Попробуйте перенести эту ситуацию на пятнадцать лет вперед, когда у вашего ребенка будет работа, и он не будет ладить уже со своим начальником. Мама или папа пойдут к генеральному директору и скажут: «Они не очень хорошо ладят, нам кажется, что ему лучше дать другого начальника». Вы же знаете, каков будет ответ, не так ли? И это будет конец работы.

Когда мы начинаем сталкиваться с трудностями, испытаниями и неудобствами? Можем ли мы помочь нашим детям разобраться с трудной ситуацией в школе? Можем ли мы научить ребенка обращать внимание на то, что у этого учителя есть свои проблемы дома, и что этот учитель делает все, что он может в сложившейся ситуации? Или этот учитель ставит для ребенка немного более высокую планку, настолько высокую, что сам ребенок не знает, что способен ее преодолеть, но, в конце концов, сможет сделать это, добиваясь от ребенка успехов, которые в любом другом случае не могут быть достигнуты?

Все знают, что учитель, которого вы вспоминаете, – это тот учитель, который требовал от вас отдачи. В то время, вы, вероятно, думали, что он злой. Но именно таких учителей вы вспоминаете, не так ли? А помните ли вы учителей, которые были добры и мирились со всем, что вы делали? Вы даже не помните их имен. Учителя, которые требовали отдачи – именно их мы и помним. В большинстве случаев учитель не является проблемой, проблемой является поведение в трудной ситуации. Вместе с тем, это не значит, что мы не должны удостовериться, что в школе все в порядке. Если мы научим ребенка справляться со сложностями или испытаниями, он не будет испытывать стресса и выучит очень важный урок преодоления проблем, с которыми он будет сталкиваться в дальнейшей жизни.

Хвалить ребенка, принимать его, ободрять его – очень важно. Если ребенок имеет физические недостатки, ему нужно все наше принятие, все ободрение, все поощрение, которое мы можем ему предоставить. Похвала окрыляет нас. Если кто-то будет постоянно укорять нас словами «ты не сделал то и это, подбери свою одежду, вымой лицо», никто не сможет нормально жить в таких условиях. Нам нужна похвала, нужен тот, кто скажет, какую хорошую работу мы сделали, или обратит внимание на то, как сильно мы старались, и сегодня у нас получилось все лучше, чем вчера. Эти вещи заставляют детей стремиться к лучшему.

Еще одна проблема, которую бывает трудно избежать, – это постоянные изменения или переезды в жизни ребенка. Дети стремятся к стабильности, безопасности. Им нравится засыпать на одном и том же месте, иметь свой собственный уголок со своими вещами. Если переезд неизбежен, постарайтесь организовать на новом месте такой же уголок для ребенка, какой у него был на старом, чтобы к нему быстрее вернулось чувство дома. Мы наблюдаем детей из военных семей, которые регулярно переезжают раз в один-два года. Это очень тяжело для ребенка. Детям нужно предоставить столько стабильности, сколько возможно в таких обстоятельствах. Всем нам трудно часто менять место жительства. Особенно это касается детей.

Дополнительно к этому нужны люди, с которыми дети могут общаться. Порой утрата связей неизбежна, например, если няня меняется много раз. Не важно, насколько хороша может быть новая няня, для ребенка постоянная необходимость налаживать связи с новым  человеком является испытание, через которое он проходит снова и снова. Чем реже мы создаем такие испытания для ребенка, тем лучше он становится. Это, однако, не значит то, что время от времени ребенка не стоит оставлять с кем-либо еще. Важно, чтобы ребенок учился быть с другими людьми. В то же время старайтесь поддерживать окружение, стабильная среда лучше, чем постоянные перемены.

Необходимо постоянство правил и ограничений. Ребенок должен знать свои рамки. Временами это сложно, порой он не желает им соответствовать, и это рушит ваши планы на день. Как справляться с этим? Забыть на время о правилах и нормах? Сказать: «В этот раз мы не будем беспокоиться по этому поводу»? Или решиться на преодоление, неудобства, чтобы ребенок осознал, что правила надо соблюдать, а не нарушать их? Иногда это является причиной беспорядка, тревоги, а все ваши планы рушатся, потому что Джонни не захотел одеть утром туфли. Намного легче сделать это за него. Если вы так поступите, завтра, возможно, вам придется сделать это опять, и потом снова и снова.

Заведенный порядок – хороший помощник для ребенка. Он дает стабильность. Подъем в одно и то же время, приемы пищи по расписанию, одни и те же занятия в соответствии с заведенным порядком задают детям ритм жизни. Внешний ритм помогает установить ритм внутренний. Опять-таки, временные рамки не должны быть слишком жесткими, но, если ребенок привыкнет к ритму и порядку, вы обнаружите, что в его жизни будет меньше стресса.

Эмоциональное окружение: развлекайтесь! Садитесь на пол и играйте с детьми. Пусть дети говорят вам, что делать в игре и смешных ситуациях, потому что в таком случае они будут охотнее слушать вас, когда у вас будет что-то, что вы захотите им рассказать. Смейтесь с детьми, забавляйтесь. Порой смех является лучшим способом изменить их поведение. Если ребенок зол на что-то, а вы посмеетесь над ним, злость не станет весомой. Если ребенок разозлится и расстроит вас – он победит. Но если ребенок разозлится, а вы посмеетесь над ним, он поймет, что злость не приносит пользы, и вскоре она начнет исчезать. Это не просто, но это работает.

Тревога и страх со стороны родителей переходят к детям. Страх может относиться к ним или не иметь с ними ничего общего. Они могут не понимать этого страха, но они принимают его и отвечают.

Таким образом, дети накладывают на нас большие требования. Эти не обязательно требования к тому, что мы делаем, но всегда к тому, кем мы являемся. Дело в том, что дети требуют от нас внутреннего роста, стабильности, гармонии внутри и взаимодействия с людьми. Это то, благодаря чему создается здоровая атмосфера для ребенка.

Вот те мысли, которые я хотела бы, чтобы вы взяли с собой и над которыми стоит подумать, чтобы понять, как они могут быть встроены в ситуацию у вас дома.

Опубликовать в социальных сетях