Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Трудности с обучением: дислексия, синдром дефицита внимания?

Опубликовано 12.03.2013

Перевод статьи Виолы Фрайман, оригинал статьи

Эта статья написана Виолой Фрайман, одним из известнейших и старейших остеопатов мира.

 

Это синдром дефицита внимания? Это синдром дефицита внимания и гиперактивности? Или же это дислексия? Но разве название решает проблему? Только заглянув в прошлое можно начать понимать настоящее и развивать стратегию по улучшению будущего.

Для многих из нас рождение является одним из самых травмирующих событий. При изучении 1 250 новорожденных было выявлено, что у 10% из них первичный дыхательный механизм функционирует физиологически оптимально. Этот механизм является основой структурного и функционального проявления самой жизни. Внешние проявления нарушений в его функционировании, кроме наблюдаемых искажений черт лица, формы головы, осанки, включают в себя:

  • затруднения в обучении приему пищи из груди;
  • рвоту или срыгивания;
  • частый, не поддающийся успокоению плач;
  • трудности со сном.

Любые из описанных выше проблем должны служить родителям указателем на то, что ребенку требуется остеопатический осмотр и лечение.

В то время как ребенок растет, начинает ли он переворачиваться в обоих направлениях, ползти в положении ничком (лицом вниз) в армейском стиле и врожденным перекрестным способом, когда тело прижато к полу? Развивается ли его манера ползти в передвижение на руках и коленях, в соответствии с четкой интеграцией движений противоположной руки и ноги, так, что при этом слышны только два четко различимых звука? Часто, однако, бывает так, что слышится дробь из четырех звуков, потому что движения руки и ноги синхронизированы нечетко. Ребенок встает, огибает мебель и, наконец, начинает идти совершенно самостоятельно к следующему этапу двигательного развития. Все описанные стадии развития движения также влияют и на зрительные и слуховые функции. Когда ребенок ползает ничком, задействуется один глаз и одно ухо, с той стороны, с которой движется рука и нога. Ползание на руках и коленях стимулирует бинокулярное зрение, координируя оба глаза для передачи одного четкого изображения с любой стороны, а также бинауральный слух, позволяющий локализовать звуки с любого направления. Речь развивается одновременно, начиная с рефлексивного плача младенца, проходя стадию экспрессивной вокализации и, в конце концов, превращаясь в организованный разговорный язык. Затруднения на любой из описанных стадий указывают на сбои в неврологическом развитии, которые можно в настоящее время выявить при обследовании.

В другом случае описанные трудности не наблюдаются и родителям сообщают, что их малыш счастлив и здоров. Но и в этом случае возможны различные неприятности, например, падения с лестницы, трехколесного велосипеда, мебели, с секундной потерей сознания или без нее, без переломов или явных неврологических нарушений. А через некоторое время родители начинают замечать ухудшение поведения, внимание ребенка легче рассеивается и он сам становится менее отзывчивым.

Дети идут в детский сад. Родителям сообщают, что они не могут сидеть спокойно, разговаривают, когда надо слушать, не выполняют задания, с трудом запоминают буквы и цифры. Педиатры не могут этого объяснить. В конце концов, первый класс ставит перед ними задачи научиться писать, закрашивать линии, участвовать в  совместных мероприятиях в классе или на игровой площадке. Учитель подозревает проблемы со зрением. Офтальмологи говорят, что зрение в порядке, тесты остроты зрения подтверждают отсутствие проблем, и призывают к более жесткой дисциплине дома. Психологический стресс нарастает, ребенка ругают и наказывают, когда домашняя работа выполнена неправильно и школа извещает об этом родителей. Идут месяцы и годы, успеваемость все снижается, психологические условия становятся все напряженнее, самооценка падает, вокруг ребенка собирается аура безнадежности. Что-то надо делать. Прописывают лекарственный стимулятор Риталин. На время применения лекарства успехи в учебе и взаимодействии могут повыситься, но базовая проблема, при этом, остается не решенной.

Возьмем для примера второго ребенка, описанного выше. Врач-остеопат оценивает состояние его неврологического развития и приходит к выводу, что существенной неадекватности нет. Однако имеются структурные изменения в голове, шее, позвоночнике или тазовой области, вызванные той самой давней травмой. Остеопатическое лечение корректирует эти проблемы, и в результате поведение и успехи в учебе быстро улучшаются. Такого рода травмы могут происходить и поздние периоды жизни ребенка. Плохие оценки, проблемы с поведением и успеваемостью могут быть списаны на переходный период и нарастание давления в семье. Остеопатическое лечение способно развернуть вспять эти негативные тенденции и восстановить оптимальные характеристики.

Теперь рассмотрим ребенка, у которого было трудное рождение, и который имел затруднения в обучении приему пищи из груди или срыгивал или безутешно плакал. Его развитие было недостаточно быстрым, но описывалось, как «нормальное». Его зрение в порядке, его состояние, по словам педиатра, удовлетворительное, но у него наблюдаются проблемы в школе и дома. Врач-остеопат осмотрит такого ребенка особенно внимательно. Особо пристальное внимание будет уделено течению беременности, осложнениям во время родов и состоянию младенца сразу после появления на свет. При обучении задействуются комплексные функции глаз, позволяющие следовать горизонтальной линии текста или вертикальной линии колонки с цифрами, а также аккомодация при смене фокуса с доски на лист бумаги при переписывании информации.

Эти навыки проверяются и, при наличии, выявляется дисфункция зрительного восприятия.

Проводятся физические и структурные исследования и выявляются последствия длительных или трудных родов. Еще одним из факторов, заслуживающих самого пристального внимания, является питание, так как многие продукты, включенные в типичный американский пищевой набор, также вносят свой вклад в возникновение проблем с обучением и поведением. При этом возможно потребуются консультации со специалистами по неврологическому развитию и специалистами по коррекции зрения, а также остеопатическое лечение, направленное на коррекцию структурных несоответствий. В результате такого комплексного подхода могут произойти очень благоприятные изменения без применения стандартных лекарственных стимуляторов, а ребенок пойдет по пути достижения хорошего здоровья и оптимальной эффективности.

Опубликовать в социальных сетях