Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Остеопатия: философия и методология эффективного лечения детей с аутизмом Часть 2. Остеопатическое лечение детей с симптомами аутизма

Опубликовано 15.03.2013

Перевод статьи врача-остеопата Шона Сентерса в журнале Autism Science Digest , апрель 2011 г., оригинал статьи

 

Часть 1. Происхождение, история остеопатии, остеопатические принципы

 

Перспективы остеопатического лечения аутизма и расстройств аутического спектра

Любая модель медицинского лечения базируется на присущих ей убеждениях, точках зрения и теориях. Обычная медицинская модель сосредоточена на объекте заболевания, она учит, что пациент болен, нефункционален или сломан. В рассматриваемой модели, обязанностью специалиста является диагностика и «починка» пациента, наступление на болезнь, предотвращение рецидивов в будущем, а также снижение обременения всего населения. Как показывает опыт лечения аутизма, в виду отсутствия «магической пули», обычная медицина относит «битву» с этой болезнью к категории тех, что нельзя выиграть, оставляя врачам немного возможностей, выходящих за рамки управления состоянием.

А каков остеопатический подход к расстройствам аутического спектра? Прежде всего, вместо того, чтобы повесить ярлык «аутический ребенок» и соответствующим образом относится к пациенту, врачи-остеопаты выдвигают важное отличие, рассматривая пациента как ребенка, у которого наблюдаются симптомы аутизма. Остеопатия отталкивается от убеждения, что исцеление приходит изнутри и что задача врача состоит в том, чтобы помочь пациенту найти здоровье. Кроме того, остеопатия рассматривает детей, не зависимо от диагноза, как удивительных разумных существ, которым необходимо помочь в достижении максимального структурного, физиологического и эмоционального потенциала. Опираясь на три фундаментальных принципа, заложенных доктором Стиллом, остеопаты стремятся к нахождению наиболее эффективного подхода к лечению для каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание детские медицинские, психологические и духовные потребности, а также возраст и уровень развития. Все это требует внимательного отношения к симптомам, личной истории, психологическим и социальным факторам применительно к семье ребенка и ухаживающим за ним людям.

Остеопатический подход требует также достижения согласия в определении аутизма. С остеопатической точки зрения аутизм, прежде всего, является набором симптомов, характерным для подверженных ему детей, но не болезнью. Специалисты, работающие с детьми, отмечают четыре основные категории симптомов:

  1. Нарушение способности к эффективной коммуникации. Данная категория включает в себя проблемы с экспрессивным языком (способность передавать свои идеи, чувства и потребности), а также трудности с восприятием (способность понимать и устанавливать связь, использовать вербальную и невербальную коммуникацию).
  2. Сенсорная разбалансировка, проявляющаяся в повышенной или пониженной чувствительности к звуку, прикосновению, боли или свету. Когда дети с симптомами аутизма хлопают ладонями, закрывают уши, бьются головой, остеопаты склонны считать, что такое поведение является ответом на боль или аномальные сенсорные воздействия, а не результатом дисфункциональных психических расстройств.
  3. Проблемы с аудиальной обработкой. Дети с симптомами аутизма, как правило, имеют нормальную остроту слуха, но демонстрируют пониженные способности к восприятию звуков и пониманию речи.
  4. Желудочно-кишечные расстройства. Дети с симптомами аутизма часто рано начинают страдать от желудочно-кишечных расстройств, включающих в себя диарею и запоры. У таких детей также  могут наблюдаться проблемы с кормлением из груди и повышенная чувствительность к пище или природным аллергенам.

Остеопаты также отмечают, что у многих детей с аутизмом наблюдаются изменения мышечного тонуса (гипотония) и нарушения моторных функций (диспраксия).

Многие из описанных симптомов (большей частью игнорируемых основным медицинским сообществом) также наблюдаются у родных братьев и сестер детей, у которых диагностируется классический аутизм. Это было отмечено в семидесятые годы психологом-новатором Бернардом Римландом, который сам был отцом ребенка с аутизмом.

Проводя исследования и глубокие интервью с семьями аутичных детей, доктор Римланд обнаружил, что у многих их «неаутичных» братьев и сестер наблюдаются похожие гипер- или гипочувствительности. Например, если ребенок с диагнозом «аутизм» демонстрировал крайне высокую чувствительность к громким звукам, у его родного брата или сестры могла наблюдаться такая же гиперчувствителность, но без проявления каких-либо других симптомов аутизма. Доктор Римланд обнаружил, что у многих «неаутичных» братьев и систем также были и другие диагнозы или состояния, например, синдром дефицита внимания и гиперактивности, обсессивно-компульсивное расстройство или эпилепсия. Доктор Римланд пришел к выводу, что у детей наблюдается то же самое расстройство, но проявляющееся на других уровнях и в другой степени тяжести. Более того, то, что психиатры не принимали в расчет, относя к стереотипам поведения, на самом деле было признаками и симптомами, связывающими аутичных детей со многими детьми, страдающими от других состояний. Концептуализация аутизма как спектра нарушений, с тяжелым аутизмом с одной стороны и, возможно, с эпилепсией с другой стороны, привела врачей к тому, что они стали говорить в отношении подверженных детей о спектре симптомов аутизма, а не об аутизме, как таковом.

Цели остеопатического лечения и подход к лечению

Не смотря на то, что специфические причины или этиология расстройств аутического спектра остаются неясны, обычная медицина исходит из убеждения, что аутизм является генетически обусловленным расстройством, исключающим возможность существенного улучшения. С остеопатической точки зрения, согласно которой каждый ребенок с симптомами аутизма уникален, нашей целью является не «восстановление» или «излечение» аутического ребенка, а предоставление каждому ребенку возможности достижения своего оптимального потенциала. Тем не менее, очевидно, что дети с серьезными симптомами могут достичь существенных улучшений. Некоторые дети через определенное время восстанавливают речь и коммуникацию. Другие дети могут не начать говорить, но демонстрируют прогресс в других областях. Наконец, некоторые дети демонстрируют такие значительные улучшения, что окружающие не могут даже догадаться о том, что когда-то им ставился диагноз «аутизм». Когда ребенок после восстановления возвращается специалисту, изначально диагностировавшему аутизм, тот неизменно отрицает, что у ребенка когда-либо была такая дисфункция, и утверждает, что изначальный диагноз был неточен или неверен. Это не  удивительно, так как такая позиция отражает базовые убеждения превалирующей медицинской модели.

Согласно остеопатическому подходу к лечению симптомов аутизма, работа с пациентом начинается с детального изучения личной истории от рождения до текущего момента. Для врача-остеопата также очень важно установить действительный и значимый контакт с ребенком. Наблюдение за ребенком в игре и в состоянии комфорта способно предоставить ценную информацию об уровне его здоровья, стадии развития и отношении. Кроме того остеопатия использует руки для пальпации внутренних движений в теле ребенка. Так как многие дети с расстройствами аутического спектра сопротивляются прикосновениям и могут отказываться ложиться на лечебный стол, особенно при наличии негативного опыта с другими специалистами или серьезной травмы внутри тела, врачу-остеопату, возможно, придется действовать очень осторожно.

Остеопатическое обследование и лечение следует начинать с всеобъемлющего и полного внимания на установлении значимого контакта с тканями под нашими руками, а также с сосредоточенности на лучших качествах ребенка (Что есть прекрасного в этом ребенке? Какой дар есть у этого ребенка?). Сначала можно выполнить вибрационную стимуляцию при помощи быстрых движений перкуссионного молоточка, или пальпировать тело, начиная с удаленных областей, таких как кисти рук и ступни. Используя навыки пальпации, можно постепенно наладить «диалог» с тканями, и дети станут воспринимать прикосновение безопасным и позволять мануально лечить и расслаблять напряженные и зажатые области в теле. С этого момента мы распределяем наш подход по трем направлениям: движение, вещества и сознание. Каждое направление будет подробнее описано в следующих разделах.

Низкое качество движения у детей с симптомами аутизма

Вероятность наличия травмы при рождении в 12 раз выше у аутичных детей, чем у их неаутичных братьев и сестер. Стимуляция родов связана с родовыми травмами. В британском исследовании детей, родившихся в лондонской больнице, говорится, что аутизм у таких детей диагностируется в 21 раз чаще, чем у детей, родившихся в пригородах. Изучение больничных журналов показало, что политика больницы включала в себя проведение кесарева сечения за неделю до предполагаемой даты родов. Два других исследования в Швеции и Австралии не смогли найти генетические основы аутизма, но обнаружили высокую степень корреляции между родовой травмой и последующим развитием. В обоих исследованиях недоношенные дети исключались из выборки.

Нормальное рождение предполагает согласованные, действенные, непроизвольные сокращения, ведущие к прогрессивному цервикальному сглаживанию, расширению, спуску и рождению ребенка. Вместе с тем, если процесс родов не скоординирован, не эффективен и не естественен, или если схватки затянуты, осложнены и/или проблематичны, стресс может стать причиной травмы. Обычно, когда голова младенца во время родов спускается в тазовую область, лобковая кость оказывает давление на предлежащую часть черепа (обычно это затылочная область). Если силы превышают пределы прочности тканей, может возникать растяжение или искривление мягких тканей. Если кости черепа наезжают одна на другую, это, в свою очередь, может ограничивать венозные структуры внутри черепа и в результате приводить к снижению объемов кровоснабжения мозга.

Эти структурные изменения могут влиять на функции мозга и ствола мозга. Применение таких инструментов как щипцы или вакуумные экстракторы, не смотря на то, что это иногда спасает жизнь, впоследствии подвергает ребенка риску дисфункции костей черепа. Кроме того, когда голова ребенка появляется, шея оказывается сильно вытянутой. Акушеры, стремящиеся провести роды быстро, обычно игнорируют вероятность травм. В то же время, чрезмерное растяжение шеи чревато повреждениями мягких тканей в основании черепа.

Дисфункции краниальных костей, включая бесформенную голову (плагицефалия), часто обнаруживаются у детей с симптомами аутизма. Для истории болезни родители часто отмечают, что ребенок постоянно изгибает шею, как младенец, обладает повышенной чувствительностью в основании головы или отказывается носить головные уборы или стесняющую одежду. Долговременные исследования детей с плагицефалией указывают на более высокий риск возникновения последующий неврологических проблем  и проблем развития (40% детей в 2000 году, согласно исследованию Вашингтонского университета) по сравнению с их одновозрастными братьями и сестрами.

У детей с симптомами аутизма травма задней части черепа, где первый шейный позвонок соединяется с черепом, приводит к зажиму шеи в основании черепа или затылочной части. Такое состояние, в свою очередь, ведет к повреждению трех групп мышц, образующих подзатылочный треугольник. Когда эти мышцы и их фасции сокращаются, они сжимают пространство, называемое яремным отверстием. Через эту область проходит несколько нервов, а также большая вена (яремная вена). Через яремную вену отводится 95% крови, поступающей из мозга. В случае зажатия яремного отверстия, объем крови, выводимый через яремную вену, уменьшается. Так как вводимый объем должен быть равен выводимому объему во избежание распухания мозга, при уменьшении оттока крови из черепа спинной мозг «приказывает» артериям уменьшить объем крови, поступающей в мозг.

Мозг не распределяет кровь в равных количествах по всем зонам, распределение крови происходит в соответствии с особым порядком и в особой последовательности. Зоны в основании черепа (например, отвечающие за движения, дыхание и гормональную регуляцию) получают самые большие объемы крови, в то же время периферийные зоны (например, отвечающие за речь) получают меньше. Другими словами, для организма более важными функциями, чем речь, являются обеспечение работы сердца, обеспечение тела кислородом и метаболизм пищи.  Таким образом, области, которые получают меньше крови, являются теми самыми зонами, которые страдают при аутизме.

Яремное отверстие содержит в себе точки выхода трех краниальных нервов (девятого, десятого и одиннадцатого). Дети, испытывающие раздражение девятого краниального нерва, часто демонстрируют ранние затруднения с кормлением из груди. Раздражение одиннадцатого краниального нерва может вызывать зажим шейных мышц, а в некоторых случаях – состояние, известное как кривошея (деформация шеи, характеризующаяся неправильным положением головы с ее наклоном вбок и поворотом), при котором младенец склоняет голову на сторону. Десятый краниальный нерв (блуждающий нерв) является одним из самых крупных нервов в теле и главным парасимпатическим нервом. Раздражение и сдавливание этого нерва способны вызывать проблемы широкого спектра, проявляющиеся в младенчестве как трудности в кормлении, постоянное и обильное срыгивание, диарея и, позже, запоры. Дети, у которых зажат этот нерв, также обычно рано начинают страдать от колик и боли в брюшной области.

Рассматривая расстройства аутического спектра с точки зрения функций мозга, можно заметить некоторые интересные корреляции (см. Рисунок 1). У детей с эпилепсией, например, мы находим очень быстрые нехарактерные мозговые волны, называемые гамма-ритмами (30-100 колебаний в секунду) в височных долях мозга и мозжечковых миндалинах. У детей с синдром дефицита внимания и гиперактивности, мы обычно обнаруживаем замедление альфа-ритма (7-14 колебаний в секунду) в лобных долях и мозжечковых миндалинах. У детей с аутизмом обнаруживаются очень медленные (1-7 колебаний в секунду) дельта-ритмы в  лобных, височных и предфронтальных областях и мозжечковых миндалинах. Общее во всех описанных выше состояниях заключается в наличии объединяющей дисфункции в мозжечковых миндалинах. Более того, около 90% нервных импульсов, возникающих в мозжечковых миндалинах, приходят из блуждающего нерва или направляются в него. В сущности, дисфункция блуждающего нерва соответствует дисфункции мозжечковых миндалин. Мозжечковые миндалины связаны с эмоциями и агрессией. На самом деле, удаление мозжечковых миндалин у животных приводит к аутизмоподобным симптомам.

В идеале в теле должно быть небольшое превалирование парасимпатической функции (что также известно как релаксационный ответ). Однако если тело находится под воздействием хронического стресса, доминирует симпатическая функция (борьба или бегство). Со структурной точки зрения, первой целью врача-остеопата должно быть восстановление движения в области яремного отверстия для уменьшения давления на блуждающий нерв. Приведение в состояние баланса симпатической системы и парасимпатической системы (также называемой автономной нервной системой) долго оставалось основной целью остеопатического лечения в соответствии с исследованиями пятидесятых и шестидесятых годов, подтверждающих благоприятное воздействие остеопатической мануальной терапии на автономную нервную систему.

Не смотря на то, что количественные сравнения симпатических и парасимпатических состояний затруднены, в этом может помочь измерение изменчивости сердечного ритма. В этом случае ежесекундно измеряется биение сердца. Когда ритм сердца ускоряется или замедляется, симпатическая нервная система доминирует, в то же время абсолютно ровный ритм свидетельствует о доминировании парасимпатической системы. Мы проводили такой анализ для десятков аутичных детей и почти во всех случаях обнаруживали доминирующий гиперсимпатический выброс. Вместе с тем, после 4-5 сеансов монитор системы начинал отображать изменения, и мы отмечали явные перемены в гиперсимпатическом состоянии.

Рассмотрим пример, приведенный на трех последующих фотографиях. Обратите внимание, что зеленым цветом обозначен высокий уровень (сбалансированная автономная функция), синим цветом представлен умеренный уровень, красным – низкий уровень (автономная дисфункция). В приведенном примере четырехлетний мальчик с диагнозом «аутизм» четко демонстрировал гиперсимпатическую изменчивость в течение 94% времени (красный цвет). После пятого остеопатического сеанса ребенок демонстрировал низкий уровень (автономную дисфункцию) только 28% времени (с колебаниями от умеренного до высокого парасимпатического показателя, или сбалансированную автономную функцию, изменяющуюся от низкого показателя 6% до комбинированных 72%).Это показательное улучшение коррелировало с субъективными изменениями к лучшему общих симптомов.

Вещества

Вторым объектом изучения в детях с расстройствами аутического спектра являются вещества, т.е. то, что ребенок физически вносит в свое тело или токсины, перед которыми ребенок может быть беззащитен. Исследования остеопатов показывают, что гиперстимуляция блуждающего нерва в результате проблем во время рождения может приводить к чрезмерной чувствительности желудочно-кишечного тракта, который становится более восприимчив к различным вирусным и токсическим воздействиям. Если возникает дисфункция тканей желудочно-кишечного тракта, из кишечника в мозжечковые миндалины через блуждающий нерв направляются сигналы. Такие экстренные реакции вполне могут приводить к припадкам определенного типа, а также симптомам аутизма. Хорошо известна взаимосвязь между расстройствами желудочно-кишечного тракта и припадками, которые могут быть такими сильными, что их относят к абдоминальной эпилепсии.

Не смотря на то, что доктор Стилл ничего не писал об аутизме, он писал о детской эпилепсии, которая явно структурно и функционально близка к аутизму. Доктор Стилл писал следующее:

Ни один из авторов не дает указаний или какими-либо другими способами не подразумевает, что причина болезни кроется в нарушении прохождения крови, лимфы или других субстанций в абдоминальную область или из нее, страдающую из-за нарушения работы диафрагмы, которая может вызывать снижения потока крови в аорте, через которую поступает артериальная кровь, а также в полой вене, через которую возвращается венозная кровь. У больного наступает интоксикация. (Стилл «Философские и механические принципы остеопатии», 1892).

Доктор Стилл также советовал: «Будьте максимально обстоятельны, чтобы продвинуть третий, четвертый и пятый поясничный позвонки достаточно далеко вперед, чтобы предоставить свободное место для прохождения нерва и кровоснабжения в крестцовую и нижнюю брюшную области. …Заполните нижний кишечник жидкой кашицей, но не крахмалом, чтобы снять раздражение, вызываемое непереваренной пищей, так как это раздражение имеет много общего с конвульсиями у детей» (Стилл «Остеопатические исследования и практика», 1910).

Совет Стилла предрек результаты недавних исследований, согласно которым у 47 из 50 детей с аутизмом наблюдается значительная кишечная патология. После очищения кишечника дети демонстрировали существенные улучшение. На самом деле, жидкая кашица, о которой упомянул доктор Стилл – плохо перевариваемый препарат из овса, который в девятнадцатом веке использовался для очищения кишечника.

Со времен доктора Стилла состав детского питания, несомненно, очень сильно изменился. Качество питания ухудшилось в результате применения инсектицидов, пестицидов, неорганических удобрений, ГМО, добавок, консервантов, недопустимых сельскохозяйственных технологий, химических красителей и новых способов приготовления пищи, что привело к существенному снижению питательной ценности продуктов. Не смотря на то, что влияние этих изменений еще недостаточно изучено, ученые склоняются к выводу, что оно существует, по крайней мере, частично, и вызывается неправильным севооборотом, а также применением удобрений.

Когда из-за гиперфункции кишечного тракта возникает повреждение стенки кишечника, она становится более подверженной патогенным вирусам и бактериям, которые, в свою очередь, способны разрушить ферментную систему и вызвать усиленное размножение обычно присутствующих в данной области дрожжей и бактерий. Не смотря на то, что остеопатическое лечение посредством мануального воздействия на блуждающий нерв способно восстановить правильные неврологические функции, функциональные улучшения не устранят существующий дисбактериоз. По этой причине, важно также воздействовать напрямую на дисбактериоз и пищеварительную функцию.

Недавние исследования показали, что кишечный дисбактериоз может вести к неправильному расщеплению производных больших молекул белка. Данные исследования указывают на то, что высокий уровень морфиноподобных пептидов (неполное расщепление производных глютена, казеина и сои) может обнаруживаться у детей с расстройствами аутичного спектра. В нормальном состоянии при переваривании пшеницы или молока протеины в желудке расщепляются на пептиды, которые поступают в кишечник и там расщепляются ферментами на мельчайшие компоненты, называемые аминокислотами. Аминокислоты являются строительным материалом для тела. Если работа ферментов нарушена, некоторые или все белки могу не расщепляться. Если пептиды не перевариваются, дети испытывают дефицит аминокислот. И, что более важно, большие пептиды, получаемые из сои, глютена и казеина способны попадать непосредственно в кровь из кишечника. Так как кровь не распознает эти пептиды, она начинает производить антитела против них и у детей это может вызывать аллергические реакции. Кроме того, пептиды способны стимулировать опиатные рецепторы, что в результате приводит ко многим типичным симптомам аутизма.

Врачи-остеопаты назначают анализ мочи пациента на предмет наличия нерасщепленных пептидов казеина и глютена. В случае их наличия, из диеты исключаются глютен, казеин и соя. В результате изменения состава диеты мы наблюдали существенные улучшения у детей с эпилепсией и симптомами аутического спектра. Для лечения дисбактериоза также может потребоваться очищение кишечника, лечение ферментами, использование пробиотиков и другие меры, связанные с питанием.

Сознание

У детей с расстройствами аутического спектра многие из наблюдаемых моделей стереотипического поведения связаны с автономной разбалансировкой. При условии правильного остеопатического лечения структурных проблем, гиперчувствительность к прикосновению, звукам и свету часто проходит. Вместе с тем, это не является решением проблемы. Во многих случаях, когда мозг адаптируется к сенсорным нарушениям в течение многих лет, это не устраняет изначальную структурную дисфункцию, вызывающую адаптацию. Особенно это характерно для проблем со зрением. Многие дети с симптомами аутизма смотрят сбоку, избегают прямого взгляда. Для таких детей могут быть очень полезны призматические очки, заставляющие детей фокусировать зрение прямо, а также лечение у опытного специалиста по коррекции зрения.

В случае нарушений слуха ребенок может неправильно слышать окружающие звуки. Одна из ветвей блуждающего нерва уходит в ухо, обеспечивая восприятие. Патологии этого нерва способны приводить к патологическим реакциям на определенные последовательности звуков. Многие из аутичных детей плохо или неадекватно воспринимают высокочастотные звуки. Проблема состоит не обязательно в том, что такие дети не могут воспринимать высокие частоты, а в том, что они слишком чувствительны к звукам этого спектра. В таких случаях может помочь аудиальное перевоспитание, например, звуковая терапия Соманас или терапия Томатис. Эти виды лечения включают в себя фильтрацию и новое ознакомление с высокочастотными звуковыми последовательностями. В нашем офисе имеется специально спроектированный остеопатический стол, позволяющий работать со звуками во время остеопатического лечения.

Дети с симптомами аутического спектра могут быть также чрезвычайно чувствительны к свету и цвету. Флуоресцентное освещение и некоторые компьютерные мониторы могут вызывать у них вспышки и реакции. На таких детей способны позитивно влиять занятия со специалистом по развитию зрения. В таких случаях полезно подвергать детей воздействию света с изменяемой  в последовательном порядке раз в занятие длиной волны или показывать на каждом занятии новый цвет из цветового спектра. Мы обнаружили, что приглушенное освещение и использование особых цветных фильтров способны успокаивать детей.

Заключение

Возможно, самое важное в работе с детьми с нарушениями аутического спектра – это помнить о том, что мы лечим ребенка, а не расстройство или обозначение болезни. Врачи-остеопаты должны пытаться установить полноценный контакт с каждым ребенком. Если мы будем относиться к таким детям как к младенцам или обсуждать их в их присутствии, это окажет им плохую услугу. Дети очень восприимчивы и оправдают возлагаемые на них ожидания.

Недавно, девятилетний мальчик представился мне так: «Я необучаем, дислексик и Аспергер» (страдающий синдромом Аспергера).  Я, естественно, ответил ему: «Здравствуйте, мистер Аспергер». Он объяснил мне, что Аспергер – это название болезни, которое делает его аутистом. (Синдром Аспергера — одно из пяти общих (первазивных) нарушений развития, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий). Когда я спросил его, как он узнал, что не способен учиться, он ответил, что он должен быть необучаем, потому что и его предыдущий врач и учитель говорили ему так, поэтому его перевели в класс для необучаемых детей. Когда же я заглянул в его историю болезни, то обнаружил там много несоответствий и множественные диагнозы, включая синдром дефицита внимания, синдром Туретта, а также обсессивно-компульсивное расстройство. Один из предшествующих специалистов даже фактически признался в том, что не знает, что происходит с этим ребенком. По первому впечатлению мы предположили, что у этого девятилетнего ребенка не было ничего из перечисленного. Он был удивительным человеком, как и все приходящие к нам пациенты.

Осмотрев его, мы обнаружили проблему с визуальным слежением, и не более того. Тогда мы решили посмотреть записи специалистов, обращая внимание на явные несоответствия. Мы заметили, что, например, человек, диагностировавший синдром Аспергера была школьным психологом, у которого не было профессионального образования и клинического опыта. Она поставила такой диагноз после часовой беседы, хотя в таких случаях требуется нейропсихологический тест, проводимый сертифицированным специалистом в течение 36 часов. Затем врач просто скопировал и перенес диагноз психолога. Мы предположили, что, возможно, врачи ошиблись, и у ребенка не было неспособности к обучению. Пациент был ошеломлен, узнав о том, что доктор или учитель могли ошибаться. В течение следующего года этот мальчик развивался удивительными темпами, и его самооценка повысилась до такой степени, что вряд ли кто смог узнать в нем прежнего ребенка. Фактически, к концу года учителя и система образования признали свою ошибку, переведя ребенка из класса для неспособных к обучению в класс для одаренных учеников.

С остеопатической точки зрения каждый ребенок одарен. Наша цель – раскрыть его таланты не зависимо от налепленных диагностических ярлыков. К сожалению, многие из идей, поддерживаемых главенствующей системой здравоохранения, прямо противоположны фундаментальным принципам и подходам остеопатической модели. Применительно к этим двум моделям, стоящим на собственных принципах, разве модель, поддерживающая единство личности,  не лучше модели, которая условно предполагает самое худшее? Доктор Стилл считал, что первая модель лучше. Остеопатия учит нас указывать каждому ребенку путь к здоровью не зависимо от выявляемых нарушений, чтобы дети смогли раскрыть свой оптимальный потенциал.

Опубликовать в социальных сетях